Language translation Donate

Твоя Йога. Николай Константинович Рерих.
Your Yoga
Единство. Свет. Любовь.
Единство. Свет. Любовь.
назад | поиск | печать | отправка | главная

Николай Константинович Рерих

Your Yoga

Объявления

Меню

Your Yoga

Николай Константинович РерихНиколай Константинович Рерих - русский художник, мыслитель и общественный деятель, посвятивший всю свою жизнь служению красоте и знанию. Сердце, Мудрость, Труд и Терпение - вот принципы, которые были для него наиглавнейшими. Во всех его движениях была уравновешенная гармония - это было постоянное поступательное движение к известной определенной цели. Его картины воплощают добро, истину и красоту в такой степени, что их духовное воздействие неизбежно. Они рассказывают о новой силе, входящей в жизнь, силе, которая должна подвинуть дух человека к новым и более благородным начинаниям.

"Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он также принадлежал всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Все человечество было для него собратьями. Каждая страна представляла особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него только путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами в Будущее" - так говорил о своем отце Святослав Рерих.

Детство

Your YogaНиколай Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге. Древний скандинавский род Рерихов обосновался в России при Петре I и дал ей немало государственных и военных деятелей. Воинская доблесть почиталась в семье наравне с просвещением: отец рассказывал юному Рериху о прапрадеде, который не побоялся навлечь на себя гнев императора за отказ уничтожить церковь, прикрывавшую атаку неприятеля.

Отец Константин Фёдорович Рерих был не только юристом, но и прогрессивным общественным деятелем. Он принимал участие в подготовке реформы по освобождению крестьян, состоял членом Вольно-экономического общества и Сельскохозяйственного клуба, был инициатором создания петербургского Общества имени Тараса Шевченко. Нотариальная контора и квартира К.Ф.Рериха находилась на набережной Васильевского острова, по соседству с Академией Наук.
Константин Федорович придерживался умеренно-либеральных взглядов. Среди его близких знакомых и друзей были: К.Кавелин Д.Менделеев, Н.Костомаров, А.Столетов, А.Позднеев, К.Голстунский, М.Микешин, А.Фролов и другие видные ученые, художники общественные деятели. Мать Н.К.Рериха - Мария Васильевна, урожденная Калашникова - из купеческой семьи, псковитянка.

В детстве на Рериха оказывали сильное влияние как близкие знакомые отца, с их обширными научными и творческими интересами, так и патриархальная обстановка старинных русских городов Пскова и Острова, где он часто бывал у родных по материнской линии.

Кроме Николая, в семье было еще трое детей: младшие братья Борис (впоследствии видный советский архитектор) и Владимир и старшая сестра Лидия (в замужестве Озерова, А.К.Озеров - деятель Русского Красного Креста). Вместе с семьей жил и дедушка по линии отца, Федор Иванович (умер в возрасте 105 лет), обладавший коллекцией масонских символов.

Ранние впечатления детства - дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, где он радостно соприкоснулся с седой стариной, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, на всю жизнь полюбившиеся пейзажи сурового русского Севера - всё удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти маленького Коли.

В восьмилетнем возрасте Рерих перешагнул порог гимназии. "Будет профессором",- сказал ее директор К. И. Май, окинув мальчика оценивающим взглядом. Проницательность старого педагога оправдалась. В гимназические годы еще более окрепла тяга Рериха к истории и искусству.

Когда Николаю Константиновичу исполнилось девять лет, в Извару приехал известный археолог Л. Ивановский для того, чтобы провести в ее окрестностях археологические исследования. Ученому понравился пытливый гимназист, и он стал брать его на раскопки. Тайны древних времен приобрели для Николая Константиновича еще большее значение.

С ранних детских лет проявился интерес к истории, археологии, литературе, искусству. Домашнее окружение способствовало его духовному развитию. Первые публикации в журналах «Природа и охота» и «Русский охотник» (1890), также и первые археологические раскопки (1892) приходятся на гимназические годы. Тогда же (1891) начались систематические занятия живописью под руководством художника и скульптора М.Микешина.

Отец надеялся, что Николай, как старший сын наследует его профессию, станет юристом, но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии К. И. Мая в 1893 году в стены Петербургской Академии художеств, хотя, по настояню отца, он вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета.

Студенчество

В 1893 году поступает на юридический факультет Петербургского университета и одновременно в Академию художеств. Юридический факультет был выбран исключительно по настоянию отца. Рериха больше тянуло к историческим наукам, и он регулярно посещал лекции профессоров этого факультета.

Распорядок дня Рериха-студента складывался примерно так: подъем в девять часов утра, с десяти до часа - занятия в Академии, с часа до трех - университет, с трех до пяти - работа над эскизами, с пяти до девяти - вечерние классы и практические занятия в Академии, с девяти до двенадцати ночи - чтение, литературная работа, встречи с друзьями и знакомыми, участие в студенческих кружках.

Рано определившаяся многогранность дарований счастливо сочеталась в Николае Константиновиче с удивительной чуть ли не врожденной дисциплинированностью и широким интересом к жизни. Свидетельством этому может служить так называемый "Список первоначальных руководств для самообразования", относящийся к началу 90-х годов прошлого века, времени окончания гимназии. Это, по-видимому, первая попытка юного Рериха "объять необъятное", создать действительную синтетическую программу самообразования. Состоит список из двенадцати разделов: Математика; Механика; Астрономия; Физика; Химия; Физическая география, геология, метеорология; Физиология (биология); Логика и психология; Социология; Философия (с подзаголовком "систематизация наук и вопрос о смысле жизни"); Изучение России; Художественная литература. В каждом из разделов список литературы. Весьма примечательно, что из 80-ти пунктов-наименований ровно половина относится к разделам естественных наук и математики. Замечателен также и общий состав авторов. Здесь Лоренц и Клейн, Максвелл и Гельмгольц, Кант, Рамсей, Тимирязев, Дарвин, Богданов, Мечников и некоторые другие выдающиеся ученые своего времени, чьи новаторские идеи не потеряли своей значимости и поныне.

Обязательные программы Академии и университета не могли утолить страстную жажду знаний. Диапазон интересов Рериха, кажется, был безграничен. Он изучал книги о персидских захоронениях, о южноамериканских аллигаторах, читал классиков Эллады, сочинения Бальзака, А. Франса, Л. Толстого, труды по юриспруденции, общей истории, истории искусств, музыковедению, литературоведению.

В Академии художеств учился у П.Чистякова, Р.Залемана, Н.Лаверецкого, И.Пожалостина, Н.Бруни, И.Подозерова. Окончил Академию художеств в 1897 году по мастерской А.Куинджи. Мастерскую Куинджи посещали в основном художники,уже прошедшие хорошую школу рисования. Метод преподавания Куинджи был отличным от системы прочих профессоров Академии. Он стремился прежде всего развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Именно так Рерих впоследствии писал все свои картины, называя их "сочинениями". Звание художника было присвоено Николаю Рериху за картину «Гонец», приобретенную на конкурсной выставке П.М.Третьяковым.

В 1898 году Николай защитил университетский диплом на тему «Правовое положение художников древней Руси».

В студенческие годы занимается самостоятельными археологическими раскопками по поручению Русского Археологического общества, членом которого избирается в 1896 году.

В 1895 г. Рерих встретился с выдающимся писателем, историком и критиком Владимиром Стасовым, который затем познакомил его с многими композиторами и артистами того времени: с Мусоргским, Римским-Корсаковым, Стравинским, Федором Шаляпиным. Посещая концерты в Консерватории, он впервые услышал музыку Глазунова, Лядова, Аренского, Вагнера, Скрябина и Прокофьева, и горячо и на всю жизнь полюбил музыку. Особенно близок был ему Вагнер, и впоследствии, работая для театра, он создал оформление к почти всем операм этого композитора. Это знакомство определило и многие будущие устремления и поиски Николая. В своих статьях и книгах Стасов развивал идею о "преемственности русской культуры и вообще европейской от азиатской". В беседах со Стасовым определялась для Рериха его научная задача - духовные связи России с Востоком, - которую он надеялся разрешить когда-нибудь на нехоженных тропах Монголии и Тибета.

Не меньшее влияние на Рериха оказали широко распространённые среди народов Востока и Запада легенды и сказания о таинственной стране, расположенной где-то в неприступных горах то ли Индии, то ли Тибета. Средневековые рыцари верили, что там хранится чаша Грааля, высший символ рыцарского посвящения и служения. Позднее, в 17 веке старообрядцы-раскольники назовут эту землю "Беловодьем" и не раз будут отправляться на её поиски. Тибетцы же и монголы страну бессмертия и высшей справедливости называли Шамбала. Рерих был поражён сходством народных преданий, предположениями Стасова. И начинает строить планы путешествия на Восток.

В студенческие годы значительно расширяется литературная деятельность Рериха. Появляются первые зарубежные публикации (в Праге). Издаются археологические отчеты, публикуются статьи.

Принимал участие в общественной студенческой жизни Академии художеств и Петербургского университета. Иллюстрировал университетский студенческий журнал.

С университетом Рерих был связан с самого детства. В значительной степени университетским был круг знакомств отца. Связь эта продолжалась и после окончания Николаем университета. Рерих всегда поддерживал самый тесный контакт с университетскими учеными и, прежде всего, историками и археологами. Университетская среда с ее атмосферой научного поиска, интеллектуальной свободы и творческого досуга оказалась благодатной почвой для плодотворной научной и художественной работы, но, главное, для духовного роста.

Зрелые годы

РерихПо окончании учебы в Академии и в Университете Рерих становится помощником главного редактора собственного журнала Стасова "Искусство и художественная промышленность", статьи, печатавшиеся в журнале, подписывал псевдонимом Р. Изгой. При поддержке Стасова он стал помощником директора музея Общества поощрения художников. Первая поездка Николая Рериха была совершена на пароходе летом 1899 из Санкт-Петербурга в Новгород по великому водному пути, по которому более тысячи лет назад в ладьях викингов плавали варяги. В 1900 умер отец, Мария Рерих продала Извару, и на полученные деньги Николай смог осуществить долгожданную мечту - в сентябре он отправился учиться в Париж, по пути заехав в Берлин, Дрезден и Мюнхен. В мастерской исторического живописца Фернана Кормона Николай Рерих учился до середины 1901, вернувшись летом в Россию.

28 октября 1901 года в церкви Императорской Академии Художеств, в б часов после полудни, Николай Константинович Рерих и Елена Ивановна Шапошникова, познакомившиеся ещё летом 1899, стали мужем и женой. Елена Ивановна, племянница княгини Путятиной, была на пять лет младше Николая Рериха. На всю оставшуюся жизнь она станет его "другиней и вдохновительницей", и он назовет ее "Ладой", старинным русским именем, в котором для него звучала "гармония, вдохновение и сила". Чтобы обеспечить семью, в том же 1901 Рерих предложил свою кандидатуру на должность секретаря Общества Поощрения художников и был принят на должность, несмотря на наличие других, более старших и опытных, претендентов.

В мае 1903 года Николай Константинович начал большое путешествие по России - объезд городов, богатых памятниками старины. Летом следующего года путешествие возобновилось. Эта своеобразная поездка "за стариной", как называл ее художник, охватила огромный район - Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Вильну, Митаву, Ригу, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Звенигород и другие города (всего 27).
Целью путешествия было изучение древней архитектуры. Результаты поездки были представлены на Выставке архитектурных этюдов Рериха, открывшейся в Обществе Поощрения художников в январе 1904. Николай II, посетивший выставку, пожелал, чтобы всю серию приобрел музей Александра III (в настоящее время Русский музей), но в день его посещения Россия объявила войну Японии, и дело осталось незавершенным. В том же году семьдесят этюдов и несколько других картин Николая Рериха было отправлено в Америку как часть русской экспозиции на выставку-продажу в город Сант-Луис (в Россию картины вернулись лишь через семьдесят лет).

С 1906 года Николай Константинович - директор Рисовальной школы при этом обществе (до 1918). С 1909 - действительный член Петербургской академии художеств. В 1910-1919 - председатель объединения "Мир искусства".

В начале 1915 года Николай Рерих заболел воспалением лёгких. Когда кризис миновал, врачи пришли к заключению, что художнику противопоказано жить в большом городе. В декабре 1916 года Рерих арендовал в Сортавале дом недалеко от Ладожского озера, среди соснового леса и переехал туда с семьёй на постоянное жительство. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать туда и заниматься делами школы Общества поощрения художеств.

Революцию Рерих встречает сочувственно. Он входит в состав комиссии по делам искусств, созданной в марте 1917 года по инициативе и под председательством А. М. Горького. Весной следующего года при наступлении интервентов он оказался за рубежом: в начале 20-х годов в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно - в Индии. В 1918 году Н.К. Рерих совершает поездку по Финляндии, Норвегии, Дании, Англии с выставкой своих произведений, а в 1920 году едет в Америку, где его работы пользуются особенно большим успехом. В 20-х и 30-х годах совершил две большие экспедиции по Центральной и Восточной Азии (в 1924-1928 совместно с женой Е.И. Рерих и сыном Ю.Н. Рерихом и в 1934-1935). В 1926 посетил Москву, был на Алтае. В 1929, совместно с сыном, основал институт гималайских исследований ("Урусвати") в Нагаре.

После Центральной азиатской экспедиции постоянным местопребыванием семьи Рерихов стало небольшое поместье на севере Индии, в гималайской долине Кулу. Здесь Н.К. Рерих основал гималайский институт исследований и назвал его именем своей жены - Урусвати. Институт был не только научным, но и духовным центром. Отсюда руководили Николай Константинович и Елена Ивановна многочисленными, рассеянными по миру последователями, которые образовали около 90 отделений Общества имени Рериха в 30 странах. Отсюда они созидали и укрепляли то величественное здание Творчества, Мысли, Духа, которое, как им представлялось, будет содействовать будущей гармонии человечества. Другое дело, что их практический идеализм не дал тех результатов, на которые они рассчитывали.

С 20-х годов Николай Константинович Рерих вел просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры. Мысль о спасении культуры в экстремальных для нее ситуациях была высказана Рерихом в его докладе в петербургском обществе архитекторов еще в 1904 году. В 1915 году Николай Рерих эту же идею спасения культурных завоеваний человеческого гения докладывал императору Николаю II и великому князю Николаю Николаевичу. Его проект был встречен с благожелательностью и пониманием, однако начавшаяся первая мировая война помещала его осуществлению.

Только в 1929 году, после возвращения в Америку из пятилетней экспедиции по Центральной Азии, Рерих опубликовал принципы Пакта в нью-йоркской печати. Прошло еще шесть лет, и 15 апреля 1935 года в кабинете президента Рузвельта в Белом Доме Пакт был подписан Соединенными штатами и республиками Центральной и Южной Америки. Личная переписка Елены Ивановны с президентом Рузвельтом, безусловно, содействовала утверждению авторитета великой гуманитарной идеи ее муха среди людей власти. На основе Пакта Рериха в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР.

Во время Великой Отечественной войны Николай Рерих всей душой болел за советский народ, за Родину. В Индии было проведено несколько выставок художника с продажей картин. Сборы с этих выставок были направлены в пользу Советского Красного Креста и на военные нужды армии. Сразу после окончания войны Николай Рерих начал подготовку к переезду в Советский Союз. Свыше 400 картин, лично отобранных художником, упаковывались под его наблюдением в ящики, для отправки в Советский Союз. Но отъезду не суждено было состояться.

Умер Николай Константинович Рерих 13 декабря 1947 в местечке Нагар (долина Кулу, штат Пенджаб, Индия). Его тело было кремировано, и часть праха захоронена на склоне, обращенном к его любимым горам, которые он изображал на многих из почти семи тысяч своих картин. На месте кремации установлен памятник с надписью "13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха - великого русского друга Индии".

Трансгималайская экспедиция

Рерих - художник, писатель, мыслитель, ученый неотделим от Рериха-путешественника. Центрально-Азиатская экспедиция, крупнейшая в ХХ столетии, - главное свершение в жизни Николая Константиновича Рериха. Вся его жизнь до экспедиции была подготовкой к ней, вся последующая - осмысление и обработка ее результатов.

В 1925-28 годах состоялась грандиозная трансгималайская экспедиция, прошедшая по маршруту Кашмир - Ладак - Китайский Туркестан - Алтай - Монголия - пустыня Гоби - Тибет - Гималаи - Индия. Официально экспедиция имела научные цели и собрала богатейший этнографический материал. Были собраны коллекции минералов, сделаны редчайшие фотографии древних изображений.На своем пути экспедиция Рериха преодолела невиданные физические и политические препятствия. Достаточно сказать, что экспедиционному каравану приходилось проходить в Гималаях перевалы на высоте около 5000 метров, долгое время находиться на высоте более 3000 метров - и при этом продолжать работу. В течение пяти месяцев зимой в летних палатках при арктических температурах экспедиция находилась под арестом в Тибете, так как власти Тибета подозревали в Рерихе шпиона и препятствовали его въезду в Тибет.

Экспедиция внесла значительный вклад в географические исследования земного шара и продолжила начатое русскими путешественниками Н.М. Пржевальским, П.К. Козловым, Г.Н. Потаниным. Рерихи первыми из европейцев пересекли Тибетское нагорье с севера на юг с проходом через Трансгималаи и выходом в Индию. Это стало триумфом русских исследований Внутренней Азии. По такому маршруту не проходил еще ни один путешественник.

Сложнейший и очень протяженный маршрут экспедиции пролегал по труднодоступным районам Центральной Азии и Гималаев. Было пройдено в общей сложности 25 тысяч километров, преодолено 35 высокогорных перевалов, две большие пустыни - Такла-Макан и Гоби. Впервые были отмечены на карте и уточнены десятки горных вершин и перевалов. Экспедиция провела широкие научные исследования, собрала огромный материал, затронула многие исторические и культурные проблемы: миграция древних народов, археологические памятники, религия древняя и современная, сбор письменных источников, общее и частное в культурах стран Азии.

Сразу после экспедиции вышли две книги путевых дневников Н.К. Рериха - “Алтай - Гималаи”, “Сердце Азии”. Географические, этнографические, археологические и лингвистические наблюдения в совершенно не изученных областях Азии легли в основу монографии Ю.Н. Рериха “Пути к сердцу Азии” (Лондон, 1931).

Несмотря на уникальность экспедиции, ее результаты остались практически незамеченными научной, художественной и мировой общественностью. До настоящего времени экспедиция не вошла в историю географии планеты. И только недавно ученые приступили к серьезному и тщательному изучению экспедиционного материала. Один из авторитетнейших исследователей творческого и научного наследия Н.К. Рериха, академик РАЕН, индолог Л.В. Шапошникова в своей книге “От Алтая до Гималаев” отмечает: “Научная значимость экспедиции не только в том, что был собран огромный материал. Ее уникальность состояла в том, что этот материал был рассмотрен и отобран с широкой философской точки зрения, где прошлое было увязано гармонично с будущим. И это будущее определяло не только направление дальнейшего поиска, но и моменты, связанные с путями развития народов, с путями их культурных процессов. Поэтому проблемы, выделенные Рерихом во время экспедиции, не были только научными, они оказались практическими и несли заряд действенности, рассчитанной на многие годы”.

Но трансгималайская экспедиция Рериха имела не только научные, но и иные цели, значительно выходящие за рамки «научного» понимания. Достаточно сказать, что своим маршрутом она повторила путь сокровенных странствий Будды, и что в течение экспедиции Рерихи находились в тесном контакте с Махатмами - Великими Учителями человечества - и работали под их руководством. Известно, что еще задолго до экспедиции, в Париже они получили по почте необычную посылку, содержавшую шкатулку с Камнем Чинтамани, легендарным сокровищем Востока, и что этот Камень сопровождал их в экспедиции. Впрочем, Рерихи никогда не стремились афишировать истинные цели экспедиции, прекрасно понимая, что они не могут быть широко поняты и, скорее всего, будут извращены. Но с невиданным упорством и, порою, реальным риском для жизни они не отступили от цели и завершили экспедицию.

В Гималайской экспедиции семья Рерихов находилась в конце 1920-х годов, а серию из тысячи картин Николай Константинович начал писать спустя девять лет "по памяти сердца", как учил его преподаватель Куинджи. Люди, побывавшие в Гималаях, удивлялись точности воспроизведения этих мест. Память у Николая Константиновича была уникальная: увидев что-то хотя бы однажды в жизни, он никогда этого не забывал. Гималаи Рерих видел своим внутренним взглядом. Названия работам он давать не хотел, считая, что каждый зритель найдет в них свою вершину, цель - и у каждого она будет своя. Интересно также, что картины написаны светлеющей со временем темперной краской с вкраплением порошка из драгоценных и полудрагоценных гималайских камней. Все это придает им эффект свечения даже в кромешной темноте.

Сайт: www.youryoga.org
© Copyright 2003-2024 Your Yoga | на главную | новости